Методическая копилка воспитателя Овсепян Татевик Вагановны
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»
Основной целью моей работы стало изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности и формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Создать современную предметно - пространственную среду;
• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У воспитателя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
• пополнение копилки профессиональных достижений.
У детей формируются:
• творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
• появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
• заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
В начале работы по данной теме мною был составлен перспективный план и проведена диагностика познавательного развития у детей дошкольного возраста, которая показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Далее я провела для родителей воспитанников родительские собрания «Проектная деятельность в ДОУ», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».
Проектную деятельность в детском саду начала, работая с детьми среднего возраста. При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
Для стимулирования исследовательской активности воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.
С детьми среднего возраста был организован и проведен проект «Осенние фантазии», целью которого стало развитие познавательной активности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о времени года-осень.
Проект «Птичья столовая длился 1 месяц. Цель его: развивать представления родителей и детей о действенной помощи и заботы о птицах, сделать кормушки, сформировать у детей положительные личностные качества (доброта, ответственность); формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Проект «Новогодний калейдоскоп» длительность 1 месяц, в ходе проекта у детей расширятся представления детей о традициях празднования Нового года, пополнится словарный запас воспитанников, сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей, празднично и красиво украшенная группа.
В этом же учебном году был реализован проект «Огород на окне», направленный на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Целью этого проекта стало создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. В группе была организована выставка творческих работ детей на тему «Собираем урожай». Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей.
На второй год проектной деятельности осенью в старшей группе реализуется проект «Моя мама лучшая на свете». Его целью будет формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по отношению к матери, желание помогать и делать приятное маме; сплочение коллектива родителей.
Зимой будет запущен долгосрочный проект «Мой родной край», направленный на формирование у детей нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Работая по внедрению проектного метода, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:
• наглядный;
• словесный;
• практический;
• исследовательский;
• сюрпризный момент;
• элемент загадочности;
• создание воображаемой ситуации;
• использование музыки.
При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, совместных творческих работ с детьми. Каждая семья активно участвует в проектной деятельности.
Область применения: мой опыт работы может использовать педагог дошкольного учреждения, а так же педагог дополнительного образования.
Результативность опыта:
Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …
Реализуя метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:
Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;
Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;
Полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;
Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.
Планы:
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми. Далее в планах реализовать много творческих проектов исходя из интересов детей.