Методическая копилка воспитателя Лупановой А.Г.
Особенности и тонкости развивающего процесса в младшей группе детского сада
Занятия во второй младшей группе выступают как организованная форма обучения, в ходе которой у детей формируют умения слушать указания и объяснения воспитателя, выполнять задания, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности.
При формировании учебных умений следует учитывать, что деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер. Малыши уже могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия, у них появляется стремление к самостоятельности и активности. Под руководством взрослого самостоятельность и активность постепенно приобретают осознанный характер. Это позволяет переходить от обучения, основанного на подражании действиям взрослого, к обучению, при котором организуется самостоятельная деятельность детей, направленная на выполнение определенного задания.
Эффективность обучающего воздействия на детей определяется характером требований, которые предъявляются к деятельности ребенка на занятиях. Указания, объяснения, наглядный образец должны быть направлены на организацию практической и игровой деятельности дошкольников, в ходе которой они усваивают определенные знания и умения. Поскольку дети этого возраста воспринимают пояснения взрослого как адресованные каждому из них лично, педагог, обращаясь к группе, называет имена воспитанников. На занятиях воспитатель, как правило, использует форму наглядно-действенного показа в сочетании со словесным пояснением.
Следует помнить, что в этом возрасте дошкольники только начинают овладевать навыками поведения на занятиях. Если в младших группах ребенок привыкнет просто присутствовать на занятиях, не принимая в них активного участия, в дальнейшем перестроить его поведение будет трудно. Особенно это относится к тем детям, которые сидят спокойно, никому не мешают, но и ничего по-настоящему не усваивают, так как чаще всего выполняют задания на основе механического подражания сверстнику или образцу воспитателя. Очень важно с младшего дошкольного возраста приучать детей действовать на занятиях самостоятельно, осознанно воспринимать задание, а в дальнейшем и самостоятельно ставить перед собой цель деятельности.
Самостоятельность детей этого возраста на занятии зависит от их активности и заинтересованности учебной деятельностью. На всех занятиях следует побуждать малышей к активному практическому использованию приобретенных знаний и умений. Во второй младшей группе важным является период подготовки к занятию. При этом воспитатель должен переключить внимание детей от игр, деятельности по интересам к учебной.
В течение учебного года важно сформировать у детей интерес к деятельности на занятиях, под влиянием которого они будут стремиться поскорее закончить свои игры, выполнить установленные правила и подойти к воспитателю.
В ходе занятия необходимо вызывать у малышей положительные эмоциональные переживания. Общий эмоциональный подъем способствует формированию дружеских взаимоотношений. Само содержание занятий позволяет вызывать у ребенка радость от участия в совместной со сверстниками деятельности.
Педагог постепенно приучает воспитанников не мешать друг другу, пользоваться общим материалом. Во второй половине учебного года можно давать общий раздаточный материал для двух детей. В конце занятия можно предложить малышам помочь друг другу в уборке материала. Если дети отвлекаются, это следует расценивать как сигнал для переключения их внимания на новое содержание. Оживленность, общение друг с другом, хоровые ответы свидетельствуют о непосредственном интересе к занятию.
Постоянно, от занятия к занятию, следует воспитывать у дошкольников умение выполнять некоторые требования педагога (всем идти заниматься; слушать, что говорит воспитатель; выполнять задания по его указанию, не мешая при этом друг другу).
Необходимо стремиться к тому, чтобы этот опыт складывался у ребенка на основе понимания выдвигаемых требований, а не на основе механического послушания.
В результате целенаправленной воспитательной работы дети приучаются к сдержанности, сосредоточенности, но формировать такое поведение следует путем использования игровых приемов, сюрпризных моментов, переключения внимания малышей во время занятий. Именно это дает возможность педагогу формировать у воспитанников интерес к занятиям, желание заниматься. Большое внимание воспитатель уделяет развитию детской активности, заинтересованности. Только при этом условии дети будут способны к некоторому напряжению сил, будут стремиться достичь результата, проявлять активность, прилежание.
ООД по ФКЦМ на тему «Домашние животные» (младшая группа)
Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних животных.
Задачи: учить различать диких и домашних животных; закрепить знания, кто такие животные; закреплять названия детенышей домашних животных. Развивать сообразительность, любознательность, образное мышление, внимание; умение работать сообща с другими детьми; повышать речевую активность детей;
развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки диких и домашних животных , картинки домашних животных и их детенышей, фигурки диких и домашних животных, игрушки – деревья, домик, фигурки деда и бабы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы, рассматривание картинок, энциклопедий о домашних животных.
Ход занятия:
Дети встают полукругом.
Утром встали малыши,
В детский сад они пришли.
Все вам рады, как всегда,
Поздоровайтесь, друзья!
1.На доске развешаны картинки животных: заяц, корова, собака, медведь, кошка, волк.
- Ребята, посмотрите, кто изображен на картинках? (Дети перечисляют животных.) Как их всех назвать, одним словом? (Животные).
Воспитатель предлагает рассмотреть всех зверей.
Все животные разные, но у них есть что – то общее и поэтому их называют животными. Скажите, чем они похожи? Если дети затрудняются, то воспитатель им помогает. У всех есть шерсть, 4 лапы, голова, уши, хвост, туловище.
2. На одном краю стола стоят игрушки деревья – лес, на другом краю стола домик, дед и баба. Посередине стола стоят игрушки животные: дикие и домашние.
- Ребята, посмотрите перед вами животные, все вместе, тут и зайчик и корова, и волк, и поросенок, и лошадка и медведь. Живут ли эти животные вместе или они живут в разных местах? (Ответы детей).
Перед вами – лес и дом людей, давайте мы с вами расселим животных туда, где они живут. Возьмите каждый по одному животному и поставьте их около леса или дома человека. Дети расставляют животных. Все вместе проверяют, правильно ли расселили животных. – Ребята, кого мы поселили в лес? (Дети перечисляют.) Кого поселили с людьми? (Дети перечисляют.)
- Ребята, кто знает, как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие). А те, которые живут рядом с человеком? (Домашние).
- Ребята, люди держат домашних животных для того, что животные приносят много пользы. Они дают нам мясо, которое мы едим; шерсть, пух, из которых вяжем варежки, носочки и теплую одежду; шкуры, из которых делают много полезных вещей, а так же молоко, сметану и т.д. За это люди ухаживают и заботятся о животных. Люди разводят, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их детенышах.
Физминутка.
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и скакал.
Раз-прыжок и три кивка,
Два-направо голова,
Три-налево поворот
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
3. У каждого домашнего животного есть свой детеныш, а у кого какой мы сейчас с вами разберемся. Воспитатель подводит детей к двум столам и делит их на 2 подгруппы.
- Ребята, посмотрите все детеныши убежали от своих мам и все перемешались, давайте поможем им найти свою маму.
Дети раскладывают карточки. Проблемная ситуация: в карточках домашних детенышей лежит карточка - медвежонка. Если, дети не положили карточку медвежонка к домашним животным, воспитатель уточняет, почему? Дети отвечают, что здесь нет его мамы и он – не домашнее животное, а дикое. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им.
Затем, воспитатель предлагает поменяться первой подгруппе со второй и проверить, правильно ли дети разложили карточки.(Дети усаживаются на стулья).
- А теперь давайте назовем каждого детеныша.
У лошади – жеребенок,
У коровы – теленок,
У свиньи – поросенок,
У собаки - щенок,
У кошки – котенок,
У козы - козленок,
У овцы – ягненок.
Молодцы! А теперь давайте накормим наших животных.
Игра «Накорми животных».
Чем ты угостишь корову? (Я угощу корову травой.)
Чем ты угостишь собаку? (Я угощу собаку косточкой и мясом.)
Чем ты угостишь коня? (Я угощу коня травой.)
Чем ты угостишь кота (Я угощу кота молоком.)
Чем ты гостишь козу (Я угощу козу травой.)
Чем ты угостишь овцу? (Я угощу овцу травкой.)
Чем ты угостишь свинью? (Я угощу свинью хлебом)
«Игра «Кто как разговаривает».
– Корова – мычит,
– Лошадь – ржет,
– Свинья – хрюкает,
– Коза и овца – блеют,
– Собака – лает,
- Кошка – мяукает.
Рефлексия
Ребята, какие вы молодцы. Вам понравилось? О ком мы сегодня с вами говорили? (О животных.) Какие бывают животные? (Дикие и домашние.) Вы расскажите о них маме и папе?